Настоящий рабочий учебный план и программа предназначена для профессиональной подготовки, переподготовки или получения второй (смежной) профессии по профессии оператор поста централизации с применением электронного образования и дистанционных образовательных технологий* в ЧОУ ДПО «Тихорецкая техническая школа».

Учебные группы комплектуются:

1. При профессиональной подготовке – из лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, срок обучения – 640 академических часов;

2. При переподготовке или получения второй (смежной) профессии – из работников железнодорожного транспорта хозяйства перевозок и других хозяйств, связанных с движением поездов и маневровой работой, срок обучения – 320 академических часов.

Рабочий учебный план и программа теоретического и производственного обучения разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.01.2014 г. № 22 «Об утверждении перечней профессий, специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий»; Методическими рекомендациями по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 апреля 2015 г. N ВК-1013/06; а также с учетом требований квалификационных характеристик для данной профессии Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, утвержденного Госстандартом России 26.12.1994 г. № 367; Сборника тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих, занятых на железнодорожном транспорте, изданного в 1999 г.

Рабочим учебным планом и программой теоретического обучения предусматривается изучение экономического, общетехнического и специального курсов.

Разрешается уменьшать (до 10%) количество часов на отдельные предметы теоретического обучения с одновременным увеличением их на другие предметы учебного плана, не сокращая при этом сроков обучения и не исключая каких-либо тем учебных программ. Сокращение учебных часов на изучение предметов «ПТЭ, инструкции, нормативные документы по обеспечению безопасности движения поездов» и «Охрана труда» не разрешается.

В соответствии с Общими положениями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий в тех случаях, когда после профессиональной подготовки присваивается профессия, а в справочнике предусматривается несколько разрядов, рабочий более высокой квалификации, помимо работ, перечисленных в тарифно-квалификационной характеристике присвоенного ему разряда, должен обладать знаниями, навыками и умением выполнять работы, предусмотренные тарифно-квалификационными характеристиками для рабочих более низкой квалификации этой же профессии.

Рабочие учебные планы и программы разрабатываются на основе примерных учебных планов и программ, согласовываются и утверждаются в установленном ОАО «РЖД» порядке.

Настоящий учебный план и программа определяют совокупность знаний, умений и навыков, которыми обучаемый должен овладеть в результате прохождения курса обучения, в соответствии с требованиями квалификационной характеристики.

В учебных и тематических планах дано примерное распределение часов по предметам и темам.

На основе примерных учебных планов разрабатываются рабочие учебные планы и программы.

Рабочие программы необходимо систематически дополнять учебным материалом о новой технике и технологических процессах производства, новых приказах и нормативных требованиях по безопасности движения поездов, исключая устаревшие учебные материалы.

В процессе производственного обучения особое внимание должно быть уделено неукоснительному соблюдению правил охраны труда и выполнению требований инструкций, приказов и указаний по безопасности движения поездов и маневровой работе.

По окончании обучения каждый обучаемый должен уметь самостоятельно выполнять все виды работ, предусмотренные квалификационной характеристикой.

Учет успеваемости по всем предметам проводится путем текущей и периодической проверок знаний и навыков обучающихся, а именно методом промежуточного и итогового тестирования.

Лица, прошедшие полный курс теоретического и производственного обучения, допускаются к сдаче очного квалификационного экзамена по курсу.

Лицам, успешно сдавшим квалификационные экзамены, выдаются свидетельства установленного образца.

Срок обучения: 640 (320) академических часов.

Теоретическое обучение: дистанционно, 256 (128) академических часа.

Производственное обучение: очно, 360 (180) академических часов.

Квалификационный экзамен: очный, 8 академических часов.


ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация данной учебной программы проходит в полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области образования, нормативными правовыми актами, регламентирующими данные направления деятельности.

Образовательное учреждение организует учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме консультаций с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.

Для внедрения данной учебной программы разработан электронный курс, размещенный на веб-сайте Тихорецкой Технической школы. В состав электронного курса входят:

– учебный план, программа дисциплины;

– лекции по соответствующим дисциплинам;

– учебно-методические материалы;

– система электронных тестов для промежуточного и итогового контроля знаний обучающихся;

– постоянно обновляемые информационные ресурсы, в том числе электронные справочники и нормативные документы, отраслевые издания, ссылки на базы данных, сайты, справочные системы.

Электронный курс состоит из обучающей и тестирующей компьютерной программы.

Компьютерная программа обеспечивает:

– надежное функционирование;

– удобство запуска (входа в программу);

– возможность остановки в любом месте, продолжения с любого места, перехода к любому разделу программы;

– наличие пояснений для самостоятельной работы с программой;

– удобный интерфейс, обеспечивающий зрительный комфорт обучаемого;

– возможность самотестирования по каждому разделу программы.

Тестирующая часть выделена в самостоятельную программу, но при этом логически увязана с обучающей программой.

Тестирующая программа содержит специально разработанную базу вопросов, оценивает уровень знаний и протоколирует результаты тестирования.

Тестирующая программа предоставляет возможность обучающемуся
осуществить самоконтроль знаний с указанием на допущенные ошибки.

Сохранение сведений об итоговой аттестации и личных документах обучающихся на бумажном носителе является обязательным.

Куратор курса имеет возможность оперативного управления электронным курсом.

Количество обучающихся, одновременно пользующихся электронным курсом, не ограничено.


Квалификационная характеристика

Профессия – оператор поста централизации

Характеристика работ. Перевод централизованных стрелок и управление сигналами с пульта поста централизации или пульта местного управления. Контроль за правильностью приготовления маршрутов по показаниям приборов управления. Подача звуковых и видимых сигналов при приеме, отправлении, пропуске поездов и производстве маневровой работы. Проверка свободности пути, перевод централизованных стрелок курбелем и проверка правильности приготовления маршрутов в условиях нарушения нормальной работы устройств сигнализации, централизации и блокировки. Обеспечение безопасности движения в обслуживаемом маневровом районе в соответствии с техническо-распорядительным актом и технологическим процессом работы железнодорожной станции.

Должен знать: принцип работы устройств сигнализации, централизации блокировки (СЦБ) и связи, правила их эксплуатации; инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ; правила перевозок грузов; правила и нормы по охране труда; техническо-распорядительный акт и технологический процесс работы железнодорожной станции в соответствующих объемах.

При обслуживании постов централизации (пультов местного управления) стрелок и сигналов:

– в малодеятельных маневровых районах промышленного железнодорожного транспорта – 2-й разряд;

– в напряженных маневровых районах промышленного железнодорожного транспорта и в малодеятельных маневровых районах магистрального железнодорожного транспорта – 3-й разряд;

– в малодеятельных маневровых районах магистрального железнодорожного транспорта при участии в приготовлении маршрутов приема, отправления и пропуска поездов – 4-й разряд;

– в напряженных маневровых районах магистрального железнодорожного транспорта – 5-й разряд.


РАБОЧИЙ учебный план

для профессиональной подготовки, переподготовки

или получения второй (смежной) профессии оператора поста централизации

(с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий)

 № п/п  Курсы, предметы   Количество часов на срок обучения
   ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ  256  128
   Экономический курс  10  4
 1.  Основы экономических знаний  4
 2.  Основы российского законодательства  6  2
   Общетехнический курс  50  16
 3.  Охрана труда  26 16 
 4.  Общий курс железных дорог  6  -
 5.  Гражданская оборона 8 -
   Специальный курс 196 108
 6.  Организация работы железнодорожной станции 50 32
 7.  Устройство и эксплуатация стрелочных переводов 28 18
 8.  Безопасность движения на железнодорожном транспорте 20 10
 9.  Основы организации работы железнодорожного транспорта 48 14
 10.  ПТЭ, инструкции, нормативные документы по обеспечению безопасности движения поездов 50 34
   ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ 360 180
 1.  На рабочем месте 360 180
   Резерв учебного времени 8 -
   Консультации 8 4
   Квалификационный экзамен 8 8
   Всего 640 320

* Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

© 2024. Тихорецкая техническая школа