Оператор поста централизации
Настоящий рабочий учебный план и программа предназначена для профессиональной подготовки, переподготовки или получения второй (смежной) профессии по профессии оператор поста централизации с применением электронного образования и дистанционных образовательных технологий* в ЧОУ ДПО «Тихорецкая техническая школа».
Учебные группы комплектуются:
1. При профессиональной подготовке – из лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, срок обучения – 640 академических часов;
2. При переподготовке или получения второй (смежной) профессии – из работников железнодорожного транспорта хозяйства перевозок и других хозяйств, связанных с движением поездов и маневровой работой, срок обучения – 320 академических часов.
Рабочий учебный план и программа теоретического и производственного обучения разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.01.2014 г. № 22 «Об утверждении перечней профессий, специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий»; Методическими рекомендациями по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 апреля 2015 г. N ВК-1013/06; а также с учетом требований квалификационных характеристик для данной профессии Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, утвержденного Госстандартом России 26.12.1994 г. № 367; Сборника тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих, занятых на железнодорожном транспорте, изданного в 1999 г.
Рабочим учебным планом и программой теоретического обучения предусматривается изучение экономического, общетехнического и специального курсов.
Разрешается уменьшать (до 10%) количество часов на отдельные предметы теоретического обучения с одновременным увеличением их на другие предметы учебного плана, не сокращая при этом сроков обучения и не исключая каких-либо тем учебных программ. Сокращение учебных часов на изучение предметов «ПТЭ, инструкции, нормативные документы по обеспечению безопасности движения поездов» и «Охрана труда» не разрешается.
В соответствии с Общими положениями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий в тех случаях, когда после профессиональной подготовки присваивается профессия, а в справочнике предусматривается несколько разрядов, рабочий более высокой квалификации, помимо работ, перечисленных в тарифно-квалификационной характеристике присвоенного ему разряда, должен обладать знаниями, навыками и умением выполнять работы, предусмотренные тарифно-квалификационными характеристиками для рабочих более низкой квалификации этой же профессии.
Рабочие учебные планы и программы разрабатываются на основе примерных учебных планов и программ, согласовываются и утверждаются в установленном ОАО «РЖД» порядке.
Настоящий учебный план и программа определяют совокупность знаний, умений и навыков, которыми обучаемый должен овладеть в результате прохождения курса обучения, в соответствии с требованиями квалификационной характеристики.
В учебных и тематических планах дано примерное распределение часов по предметам и темам.
На основе примерных учебных планов разрабатываются рабочие учебные планы и программы.
Рабочие программы необходимо систематически дополнять учебным материалом о новой технике и технологических процессах производства, новых приказах и нормативных требованиях по безопасности движения поездов, исключая устаревшие учебные материалы.
В процессе производственного обучения особое внимание должно быть уделено неукоснительному соблюдению правил охраны труда и выполнению требований инструкций, приказов и указаний по безопасности движения поездов и маневровой работе.
По окончании обучения каждый обучаемый должен уметь самостоятельно выполнять все виды работ, предусмотренные квалификационной характеристикой.
Учет успеваемости по всем предметам проводится путем текущей и периодической проверок знаний и навыков обучающихся, а именно методом промежуточного и итогового тестирования.
Лица, прошедшие полный курс теоретического и производственного обучения, допускаются к сдаче очного квалификационного экзамена по курсу.
Лицам, успешно сдавшим квалификационные экзамены, выдаются свидетельства установленного образца.
Срок обучения: 640 (320) академических часов.
Теоретическое обучение: дистанционно, 256 (128) академических часа.
Производственное обучение: очно, 360 (180) академических часов.
Квалификационный экзамен: очный, 8 академических часов.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация данной учебной программы проходит в полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области образования, нормативными правовыми актами, регламентирующими данные направления деятельности.
Образовательное учреждение организует учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме консультаций с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.
Для внедрения данной учебной программы разработан электронный курс, размещенный на веб-сайте Тихорецкой Технической школы. В состав электронного курса входят:
– учебный план, программа дисциплины;
– лекции по соответствующим дисциплинам;
– учебно-методические материалы;
– система электронных тестов для промежуточного и итогового контроля знаний обучающихся;
– постоянно обновляемые информационные ресурсы, в том числе электронные справочники и нормативные документы, отраслевые издания, ссылки на базы данных, сайты, справочные системы.
Электронный курс состоит из обучающей и тестирующей компьютерной программы.
Компьютерная программа обеспечивает:
– надежное функционирование;
– удобство запуска (входа в программу);
– возможность остановки в любом месте, продолжения с любого места, перехода к любому разделу программы;
– наличие пояснений для самостоятельной работы с программой;
– удобный интерфейс, обеспечивающий зрительный комфорт обучаемого;
– возможность самотестирования по каждому разделу программы.
Тестирующая часть выделена в самостоятельную программу, но при этом логически увязана с обучающей программой.
Тестирующая программа содержит специально разработанную базу вопросов, оценивает уровень знаний и протоколирует результаты тестирования.
Тестирующая программа предоставляет возможность обучающемуся
осуществить самоконтроль знаний с указанием на допущенные ошибки.
Сохранение сведений об итоговой аттестации и личных документах обучающихся на бумажном носителе является обязательным.
Куратор курса имеет возможность оперативного управления электронным курсом.
Количество обучающихся, одновременно пользующихся электронным курсом, не ограничено.
Квалификационная характеристика
Профессия – оператор поста централизации
Характеристика работ. Перевод централизованных стрелок и управление сигналами с пульта поста централизации или пульта местного управления. Контроль за правильностью приготовления маршрутов по показаниям приборов управления. Подача звуковых и видимых сигналов при приеме, отправлении, пропуске поездов и производстве маневровой работы. Проверка свободности пути, перевод централизованных стрелок курбелем и проверка правильности приготовления маршрутов в условиях нарушения нормальной работы устройств сигнализации, централизации и блокировки. Обеспечение безопасности движения в обслуживаемом маневровом районе в соответствии с техническо-распорядительным актом и технологическим процессом работы железнодорожной станции.
Должен знать: принцип работы устройств сигнализации, централизации блокировки (СЦБ) и связи, правила их эксплуатации; инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ; правила перевозок грузов; правила и нормы по охране труда; техническо-распорядительный акт и технологический процесс работы железнодорожной станции в соответствующих объемах.
При обслуживании постов централизации (пультов местного управления) стрелок и сигналов:
– в малодеятельных маневровых районах промышленного железнодорожного транспорта – 2-й разряд;
– в напряженных маневровых районах промышленного железнодорожного транспорта и в малодеятельных маневровых районах магистрального железнодорожного транспорта – 3-й разряд;
– в малодеятельных маневровых районах магистрального железнодорожного транспорта при участии в приготовлении маршрутов приема, отправления и пропуска поездов – 4-й разряд;
– в напряженных маневровых районах магистрального железнодорожного транспорта – 5-й разряд.
РАБОЧИЙ учебный план
для профессиональной подготовки, переподготовки
или получения второй (смежной) профессии оператора поста централизации
(с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий)
№ п/п | Курсы, предметы | Количество часов на срок обучения | |
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ | 256 | 128 | |
Экономический курс | 10 | 4 | |
1. | Основы экономических знаний | 4 | 2 |
2. | Основы российского законодательства | 6 | 2 |
Общетехнический курс | 50 | 16 | |
3. | Охрана труда | 26 | 16 |
4. | Общий курс железных дорог | 6 | - |
5. | Гражданская оборона | 8 | - |
Специальный курс | 196 | 108 | |
6. | Организация работы железнодорожной станции | 50 | 32 |
7. | Устройство и эксплуатация стрелочных переводов | 28 | 18 |
8. | Безопасность движения на железнодорожном транспорте | 20 | 10 |
9. | Основы организации работы железнодорожного транспорта | 48 | 14 |
10. | ПТЭ, инструкции, нормативные документы по обеспечению безопасности движения поездов | 50 | 34 |
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ | 360 | 180 | |
1. | На рабочем месте | 360 | 180 |
Резерв учебного времени | 8 | - | |
Консультации | 8 | 4 | |
Квалификационный экзамен | 8 | 8 | |
Всего | 640 | 320 |
* Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.